Иудаизм. В. Л. Вихнович
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Иудаизм В. Л. Вихнович. ВВЕДЕНИЕ. Истоки иудаизма — традиционной религии евреев и древней­шей из монотеистических религий — прослеживаются от II тыся­челетия до новой эры. Это значит, что история вероучения насчи­тывает около четырех тысяч лет, или 40 веков. С самого начала своего возникновения иудаизм противопоставил распространенным тогда в мире языческим религиям идею единого и всемогущего Божества. Более того, только у евреев религия приняла форму непосредственного и глубоко личного союза между человеком и Богом как существами пусть и неравносильными, но нравственно однородными. Иудейские пророки впервые провозгласили этические прин­ципы, разительным образом отличавшиеся от того, что считалось нормальным в цивилизациях древности: безусловного права силь­ного, признания раба говорящим орудием, человеческих жерт­воприношений и т. д. Принципы иудаизма оказались настолько прочными, что иудеи воспринимали только отдельные высокие духовные достижения эллинистической и древневосточных циви­лизаций. С другой стороны, иудаизм, оставаясь национальной ре­лигией, видел свою миссию в распространении Священного Пи­сания среди народов мира. Ведь важнейшим из постулатов иуда­изма является понятие о том, что все люди созданы по образу и подобию Божьему. Поэтому в иудаизме признается единство че­ловеческого рода и считается, что различия между людьми об­условлены не происхождением, а степенью участия в их жизни нравственных законов. Согласно иудаизму, никто не имеет права нарушать законы божественной нравственности, ссылаясь при этом на свое социальное и имущественное положение. Ведь даже иу­дейские цари публично обличались библейскими пророками за грехи и преступления, и им грозило Божье наказание. Не меньшее значение придавалось в иудаизме и общественной морали, которая провозглашала подчинение индивидуального эгоизма общественным интересам. Богатство и власть даются Бо­гом только для использования их во благо всего общества. Много внимания в иудаизме уделяется вопросам культа, обычаям и об­рядам, и в ходе веков сложилась весьма изощренная и подробная система их соблюдения. Но все же главное значение имеет не со­блюдение внешних форм культа и богослужений, а, как сказал библейский пророк, милосердие и мудрость сердца человека. По­этому столь большое место в проповедях библейских пророков посвящено обличению власть имущих за злоупотребления властью, корыстолюбие, притеснение бедных, беззащитных, вдов, сирот и других обездоленных. Отказ бедным людям в помощи категори­чески отклоняется. Ни в коем случае нельзя отказывать в содей­ствии и покровительстве также чужеземцам и инородцам. Но с другой стороны, от каждого требуется прилагать все силы, чтобы не только не просить помощи, но и помогать по мере сил другим нуждающимся. Уважение к человеческой личности было настоль­ко велико, что запрещалось оскорблять даже преступников, при­говоренных к смертной казни. Святость, исходящая от Бога, распространяется на личную жизнь человека. Отсюда следуют заповеди уважения к родителям, суб­ботнего отдыха для всех, даже для домашних животных, уваже­ния к чужой собственности, запрещения лжи, клеветы, чувств мес­ти и зависти и т. д. Все это в полной мере относится и к нееврею, поскольку тем самым в его глазах увеличивается уважение к Богу евреев. Правда, надо отметить, что особая сосредоточенность иу­даизма прежде всего на этических законах нравственности приве­ла к значительному уменьшению внимания к другим сторонам культуры, в частности ко всем видам изобразительных искусств, к светской литературе и науке как к познанию законов матери­ального мира. Однако именно нравственные принципы иудаизма объясняют появление в среде иудеев приверженцев новой мировой религии — христианства. Хотя эта религия и порвала с иудаиз­мом, но сохранила в качестве наследия еврейскую Библию (Ветхий Завет). Через шесть веков появилась еще одна мировая религия — ислам, также претендовавшая на продолжение учения Моисея. Основатель ислама Мохаммед сначала даже полагал Пятикни­жие Моисеево выше Корана. К середине I тысячелетия н. э. иудаизм и еврейство распро­странились по всему миру. В условиях господства других моно­теистических религий — христианства и ислама — приверженцев иудаизма считали людьми, сознательно или ошибочно уклоняю­щимися от принятия «истинной веры», истоки которой, по их мнению, коренятся в еврейском же Священном Писании. Однако именно поэтому иудеев в отличие от еретиков терпели, поскольку христианские и мусульманские власти надеялись, что со време­нем иудеи для своей же пользы откажутся от собственных «за­блуждений». Переход в господствующую религию обеспечивал евреям не только более благополучное существование, но и более высокий социальный статус; иногда в условиях жестоких гонений против иудеев такая измена своей вере просто спасала от гибели. Но тем не менее отказ от своей веры в иудейской среде на протяжении многих веков был достаточно редким явлением. Напротив, даже в условиях жесткого подчинения иудаизм продолжал развиваться и создал обширную религиозно-идеологическую литературу. Не­которые ее идеи уже в Средние века привлекли внимание христи­анской учености (в первую очередь это относится к иудейской философии и еврейскому мистическому учению каббала). Уже в Новое время общее признание получила хасидская религиозно­философская традиция. Разумеется, нельзя отрицать, что членам иудейских общин не всегда удавалось соблюсти высокие принципы иудаизма. В усло­виях борьбы за выживание имели место нарушения строгих нрав­ственных заветов иудаизма даже по отношению к единоверцам. Постоянное противостояние враждебному окружению нередко приводило к сознательному отрицанию любого внешнего влия­ния, к фанатической замкнутости, сведению всякого знания к бес­конечному схоластическому заучиванию священных текстов, их комментированию и даже к элементам мистического колдовства. В качестве средства самозащиты отвергались всякие достижения подлинно научной мысли и европейской культуры. Попытки про­светителей из еврейской среды изменить ситуацию нередко вы­зывали резкое противодействие со стороны руководителей еврей­ских общин и даже прямое отлучение от собратьев по вере. Новое время покончило с прежней еврейской замкнутостью, и сегодня хорошо известны многочисленные достижения, име­ющие мировое значение, деятелей науки, искусства, просвещения еврейского происхождения. Более того, ныне в большом мире куль­туры признано, что без познания принципов и истории развития иудаизма невозможно понять не только становление христианской и исламской традиции, но и общепринятые идеалы современного цивилизованного мира. Последнее подчеркивается хотя бы тем, что самые откровенные враги основ современной культуры — гер­манские нацисты — считали иудаизм вреднейшим порождением еврейства, сокрушившим под маской христианства великую ан­тичную цивилизацию, а еврейскую Библию фюрер полагал ис­ключительно опасным для истинных германских арийцев «ев­рейским шарлатанством и крючкотворством». Остается добавить, что знакомство с историей иудаизма вво­дит любознательного читателя в увлекательный мир становления мировой духовной культуры на протяжении четырех тысяч лет существования письменности на Земле. ГЛАВА 1 ИУДАИЗМ - ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ ЕВРЕЕВ Символ веры иудаизма. Земли Плодородного (Благодатного) полу­месяца. Семиты — амореи — народ «иври». Символ веры иудаизма Иудаизм — современное наименование древнейшей монотеисти­ческой религии мира. Название происходит от греческого сло­ва «иудаисмос» (от ioudaios — иудей), которым в эллинистиче­ском мире обозначали религию еврейского народа. В свою оче­редь, греческое слово восходит к еврейскомуjehudi — хвала Богу. Этот термин появляется на рубеже I в. до н. э. во Второй книге Маккавейской и в Послании Галатам апостола Павла, где иуда­изм (в синодальном переводе — иудейство) противопоставляет­ся язычеству. В первом источнике, где речь идет о восстании под руководством Иуды Маккавея против язычников греко-сирий- цев во II в. до н. э., говорится:«Между тем Иуда Маккавей и быв­шие с ним, тайно входя в селения, собирали сродников и, прини­мая оставшихся в иудействе, собрали до шести тысяч мужей. Они взывали к Господу, чтобы Он призрел на народ, всеми попирае­мый, и пожалел храм, оскверненный людьми нечестивыми. ... Окружив себя множеством, Маккавей сделался непобедим для язычников» (8:1, 2, 5)[1][1]. Термин «иудаизм» (иудейство) использу­ет и апостол Павел в Послании к Галатам: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем» (11:13-14). Главный символ веры иудаизма выражен в молитве иудеев, иногда собирательно именующих себя по имени одного из биб­лейских патриархов народа — Израиль. Поскольку по законам в иудаизме имя Бога пишется с пропуском средней буквы, то пере­вод этой молитвы означает: «Слушай Израиль: Господь, Б-г наш, Господь един» (Втор., 6:4). По-еврейски эта молитва обозначается словом «Шма» («слушай»). Согласно Священному Писанию иудеев (еврейская Библия, называемая христианами Ветхий Завет), основополагающие идеи иудаизма изложены в десяти заповедях, дарованных Богом на го­ре Синай величайшему еврейскому вождю пророку Моисею с за­ветом передать их еврейскому народу. Значение миссии Моисея для судеб иудаизма настолько велико, что иудаизм иногда имену­ется Моисеевой религией. Вот текст перевода этих заповедей (Исх. 20:2-17): «1. Я, Господь Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства. 2. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не де­лай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняй­ся им и не служи им, ибо я Господь Б-г твой — Б-г ревнитель, на­казывающий детей за грехи отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милости тысячам родов, любя­щим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа Б-га твоего напрасно; ибо Гос­подь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его на­прасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней рабо­тай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота — Госпо­ду Б-гу твоему; не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни при­шелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Гос­подь небо и землю, море и все, что в них, а в седьмой день почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Б-г твой дает тебе. Символ веры иудаизма 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ниче­го, что у ближнего твоего». Этими заповедями закреплялся особый договор — «Завет» — между Богом и еврейским народом, ставшим благодаря этому ак­ту «избранным», т. е. первообладателем священного Учения — То­ры. Именно народу Израиля завещано возвестить слово Божие всем народам Земли. Первые четыре заповеди посвящены отно­шениям Бога и человека, а остальные шесть — отношениям лю­дей между собой. Отметим, что в иудаизме не разделяются любовь к Богу и лю­бовь к человеку как творению Бога. Поэтому в любом акте со­страдания и милосердия присутствует Божественное начало. Ра­зумеется, это относится не только к евреям, избранный народ отличается от других только в сугубо религиозном отношении. Поэтому для нееврея даже гораздо легче достигнуть праведности, поскольку ему необходимо придерживаться только семи запове­дей, предписанных всем сыновьям Ноя. Он только должен избе­гать: 1. Идолопоклонства. 2. Разврата и прелюбодеяния. 3. Кровопролития. 4. Поругания имени Божьего. 5.

. В. Л. Вихнович Иудаизм читать, . В. Л. Вихнович Иудаизм читать бесплатно, . В. Л. Вихнович Иудаизм читать онлайн